Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Тест-драйв

Психология уборки

Если вам кажется, что мерный шум пылесоса успокаивает, а плавные движения шваброй умиротворяют, — вам не кажется. Уборка действительно может стать формой медитации. Почему это происходит — объясняют специалисты Профи.
Психология уборки

Почему мы расслабляемся во время уборки

Уборка — это набор рутинных действий, которые хорошо знакомы нашему мозгу, а иногда и вовсе доведены до автоматизма. Например, чтобы протереть пыль, не нужно задумываться, как взять тряпку, что именно убирать и какими движениями.

«Мозг любит делать то, что уже делал много раз. Так он попадает в зону комфорта, успокаивается, перестаёт прокручивать тревожные мысли».

Сам процесс считается «медитативным», потому что предполагает некий давно установленный порядок. Например, сначала отодвинуть мебель, затем пропылесосить, а в конце — помыть полы. Ситуация для мозга абсолютно предсказуема, поэтому можно не контролировать происходящее. Точно так же работает любое приятное, монотонное и неспешное действие: послушать музыку с закрытыми глазами, раскрасить картину по номерам, собрать пазлы или прогуляться в любимом парке.

«Наводя порядок в комнате, мы наводим его и в голове. Есть даже такая техника: можно представить свою голову как помещение, в котором надо разложить мысли, чувства и всё, что там скопилось, по местам — по полочкам и ящичкам».

Но есть отличительная черта, благодаря которой уборка эффективнее помогает справляться со стрессом, чем рисование или прогулка: не просто ощутимый, а продолжительный результат. После уборки квартира или рабочий кабинет становятся чистыми и ухоженными, и вы чувствуете себя более комфортно и спокойно ещё несколько дней. Все вещи разложены по местам, не нужно думать о том, где и что взять, суетиться при сборах или волноваться по мелочам.

«Порядок и чистота вокруг нас могут создавать ощущение контроля над окружающей средой — и это помогает справляться со стрессом».

Порядок на рабочем месте помогает лучше сосредоточиться на задачах: нет раздражающих и отвлекающих факторов. Не нужно искать документы под кучей мятых бумажек, а ручку — в каждом ящике стола.

И наконец, ещё одна причина, по которой уборка помогает справляться со стрессом, — физическая активность, считает психолог Елизавета Малиновская. Получается двойной эффект:

  • организация пространства улучшает настроение и повышает энергию;
  • физическая активность способствует выделению эндорфинов — гормонов радости, которые снижают уровень стресса.

⁠Почему людям в депрессии тяжело поддерживать порядок

Людям в депрессии может быть тяжело не только убирать, но даже встать с кровати или умыться. Подобная апатия — один из симптомов заболевания, и справиться с ним можно в процессе комплексной терапии. Но использовать уборку в качестве поддерживающего действия всё же можно.

«Уборка — один из простых способов, чтобы начать вытаскивать себя из апатичного состояния. Если на целую квартиру нет сил, можно разложить мелочи в сумочке, на полке или в ящике стола».

Постепенно можно увеличивать объём: разобрать вещи в прикроватной тумбочке или комоде. В другой день — протереть пыль в одной комнате или пропылесосить коридор. За несколько недель из состояния «не могу встать с кровати» можно продвинуться до «я убрал всю квартиру» и перейти к чему-то более энергозатратному — например, выйти на улицу и прогуляться.

Читайте также Как узнать клиническую депрессию

Может ли уборка мешать?

Да, ведь иногда это действие — способ не только переключиться, но и избежать более важных дел. Ведь смотреть сериал, читать книгу или просто ничего не делать вместо рабочих задач нельзя. А вот заниматься чем-то полезным — можно. В некоторых случаях человек нарочно создаёт беспорядок, чтобы потом было с чем бороться. Получается такая форма самосаботажа.

«Бардак на рабочем месте — отличный повод не начинать работу. Всегда есть повод отвлечься, уважительная причина не решать задачу, а спрятаться за необходимостью вынести мусор или разобрать вещи».

В этом случае специалисты рекомендуют чётко ограничивать время, которое вы можете потратить на наведение порядка. Например, взять себе за правило каждый день после работы разбираться на столе: уносить чашки на кухню, убирать планировщик задач в ящик и заранее готовить всё, что понадобится завтра.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Дом Психология

Похожие статьи